В преддверии череды декабрьских праздников Комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана весьма своевременно распространил пресс-релиз «О выявлении нелегальной алкогольной продукции». На который, к сожалению, мало кто обратил внимание. Актуальность его оценили сейчас, когда собрали «урожай» случаев отравлений после новогодних праздников. Статистика, наверняка, будет озвучена позже, а пока мало кто из нас не слышал о постновогодних «недомоганиях» друзей и знакомых. Хотя, отмечают многие из них, не перебирали с объемами, налегали на закуску и грешат на самопал.
Сказала бы: « …а комитет предупреждал», еcли бы и самой не пришлось вылить в раковину приобретенное в магазине красное вино из-за его мутности, сивушности и отвратительного вкуса.
О чем предупреждал КГД?
Итак, то, о чем предупреждал в конце ноября КГД: «Органами государственных доходов было выявлено за 9 месяцев 2020 года 320,2 тысячи литров нелегальной алкогольной продукции». Причем из этого нелегального объема алкогольной продукции 23,6% было выявлено при пересечении границы. Так, на границе с Кыргызстаном был пресечен ввоз этилового спирта в количестве 23,8 тыс. литров и водки 14,5 тыс. литров.
И хотя объем ввозимого самопала велик, еще больше его производится в нашей стране. По данным КГД, из общего объема выявленного нелегального пойла 76,4% пришлись на объекты реализации алкогольной продукции. Так, службой экономических расследований Комитета финансового мониторинга на территории республики было ликвидировано 25 цехов по производству нелегальной алкогольной продукции. В лидерах Алматы – 11, в Алматинской области – 4, в Шымкенте – 3, в Туркестанской области – 2, Актюбинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Жамбылской областях – по одному.
О чем сообщал МВД?
В предыдущие годы показатели были выше. Но 2020 год выбился из статистики массовыми отравлениями. Напомню, что в начале июля прошлого года пресс-служба МВД сообщила о гибели 15 человек за два дня от отравления алкоголем кустарного производства в Костанайской и Акмолинской областях. Поставленный диагноз – «токсическое действие этанола».
Три дня спустя стало известно, что общее число погибших достигло 23 человек. Вскоре был обнаружен подпольный цех по производству самопального алкоголя в Атбасарском районе Акмолинской области. Как выяснилось впоследствии, местный житель приобрел с рук пять тонн этилового спирта, привезенного из Петропавловска. Затем его разливали в пятилитровые бутылки и реализовывали на территории Акмолинской и Костанайской областей. Согласно заключениям экспертов, норма этилового спирта в том суррогате была превышена в 20 раз.
О чем говорит статистика ВОЗ и Минздрава?
Отвечая на запрос Ассоциации производителей и импортеров алкогольной и никотиносодержащей продукции «QazSpirits», Департамент политики общественного здравоохранения Министерства здравоохранения республики привел статистику по численности людей, страдающих от алкогольной зависимости, за 2012-2019 годы.
Так, согласно данным Минздрава, число больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением алкоголя, находящихся под диспансерным и консультативным наблюдением, за эти годы снизилось вдвое с 209 754 до 100 390 человек. Причем на протяжении этих лет наблюдалась позитивная динамика снижения хронических алкоголиков. Эксперты это связывают и с переходом населения на слабые алкогольные напитки, и с действием антиалкогольного законодательства, и с полным исчезновением рекламы.
Что не может не радовать. Тем не менее: согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в 2016 году средний уровень употребления чистого алкоголя на душу населения в Казахстане составил 7,7 литра в год. Но это – показатель, основанный на официальных данных продаж алкоголя в стране. А кто учел контрафактное спиртное? Если только за неполный 2020 год было выявлено 320,2 тысячи литров контрафакта. А сколько успели разлить по пятилитровым емкостям или псевдоаптечным пузырькам?
О чем не скажут продавцы?
Понятно, что лица, продающие самогон или контрафакт, ни слова плохого в адрес своей «продукции» не скажут. Не густо с информацией и у официальных реализаторов.
Продавец точно не будет заниматься «ликбезом». Поэтому он не скажет, что при выборе алкогольной продукции, чтобы не нарваться на самопал, нужно в первую очередь обратить внимание на цену и акцизную марку. Правило «слишком дешевым хороший продукт не бывает» здесь актуально, как нигде. Поэтому, учитывая все действующие в стране требования к производству и реализации крепких спиртных напитков, с учетом акцизов, можно сказать, что стоимость самой дешевой поллитровки крепкого спиртного напитка не может быть ниже 990 тенге. Все, что ниже по стоимости, – в зоне высокого риска.
Не расскажет продавец и о том, какую информацию надо искать на акцизной марке. Между тем – это полный паспорт напитка: цвет марки говорит о виде напитка и стране происхождения, указанная емкость тары должна совпадать с реальной. Ну и номер – на каждом акцизе – свой, а не один общий – для всего ряда бренда или марки.
Не скажет и почему надо обращать внимание на бутылку. А ведь это одна из форм защиты продукции от подделки – фирменные бутылка и пробка. Легальные производители «вшивают» в нее свои «опознавательные знаки» – фирменный логотип, какой-то символ или узор, «колдуют» над пробкой. Как правило, все это сложно подделать в кустарных цехах, а влить туда пойло, не сорвав специальную крышку с дозатором, не получится. О фальшивой продукции может также сообщить криво наклеенная этикетка, само ее исполнение, дефекты на колпачке или на перфорации между ним и «юбкой», плохо вымытая бутылка, осадок, отсутствие сертификата соответствия.
И уж подавно, продавщица, торгующая у себя дома из-под полы, не скажет, что приобретать подакцизный продукт нужно только в той торговой точке, которая имеет на это право. Она скорее уверит, что ее самогон чище и лучше заводского.
Между тем в Казахстане алкоголь официально разрешен, реализуют его легально десятки тысяч торговых точек, а в стране на сегодня с лицензиями действуют 9 ликероводочных и спиртовых заводов. У многих из них репутация добросовестных производителей, даже на международной арене. Информация о завоеваниях наград на международных выставках алкогольной продукции редко становится широко известной. Казахстанцы порой лучше знают зарубежные бренды и марки (по разным данным, доля импорта крепкой алкогольной продукции в страну доходит до 60%), хотя есть казахстанская продукция, которая имеет международные награды – за качество.
К примеру, согласно свежей информации из интернета, в конце минувшего года в Санкт-Петербурге на ХХIX Международной выставке PeterFOOD-2020 продукция казахстанского алкогольного экобренда «Хаома» получила золото в номинации «Наша Марка». На выставке экспертизе качества были подвергнуты лучшие продукты питания и напитки из России, Турции, Беларуси, Грузии, Японии, Франции, Китая, Казахстана и других стран. Всего на суд профессионального жюри было представлено более 100 продуктов. Эксперты оценивали все характеристики и тонкости, в том числе и крепких алкогольных напитков. И по результатам таких оценок в победители вышла казахстанская Хаома Platinum. К слову, в копилке бренда уже более 30 медалей, дипломов и наград, включая дегустационный конкурс ProdEXPO в Москве, американский Ultimate Spirits Challenge. С 2012 года этот казахстанский бренд входит в мировой рейтинг лучшей алкогольной продукции «Клуб миллионеров».
Об этих наградах, конечно же, не расскажут продавцы самопала и контрафакта. Так же, как не будут рассказывать и продавцы винных отделов, чья задача продать больше и дорогого, предоставляя право выбора самим покупателям.
О чем должны информировать потребителя?
Но по большому счету, дело не в наградах, а в соответствии продукции государственным стандартам качества, требованиям, предъявляемым к ним, которые разработаны и для подакцизной продукции. Рынок, особенно рынок алкоголя, наводнен огромным количеством напитков. Но если алкоголь и табак не находятся под запретом в стране, то потребителям важно дать и набор критериев качества этой продукции.
Законодательство запрещает рекламу, а заодно и потребительское информирование об алкогольной продукции. Считается, что и разъяснительная информация для потребителей о том, что надо знать, чтобы не напороться на самопал, подделку или контрафакт, может также попадать под запрет. Хотя широкая разъяснительная антиалкогольная работа с населением, и особенно с молодежью, не исключает информирования населения аккредитованными экспертами.
Даже если речь идет о товарах подакцизных. Потому что при выборе, в том числе, и таких товаров у потребителя есть право получить исчерпывающую информацию о продукции. Вероятно, пришло время вести профессиональный реестр такой продукции аккредитованными лабораториями, структурами СЭС, профессиональными ассоциациями. Которые бы озвучивали результаты профессионального анализа производимой и ввозимой в страну продукции, в том числе крепких алкогольных напитков, на соответствие стандартам, наличие вредных или опасных веществ, последствиях употребления такой продукции.
Как бы то ни было, но покупатель, выбирая на прилавке продукцию, включая и крепкие спиртные напитки, вправе быть уверенным в ее соответствии стандартам и безопасности. Ведь есть четкая граница между лобовой или скрытой рекламой и правилами выбора качественной и безопасной продукции, которые должны быть доступны потребителю. И они распространяются даже на такой сегмент рынка, как подакцизная продукция. Которая в определенном смысле должна соответствовать стандартам, обеспечивающим безопасность потребления при соблюдении меры и нормы. А она существует: согласно данным ВОЗ, вредное потребление начинается от дозы свыше 50 граммов водки и чаще чем 1-2 раза в неделю.
Поэтому, если у потребителя есть право быть проинформированным, то оно должно быть реализовано. В соответствии с законодательством и на профессиональном уровне.
Источник:
Динара ЮСУПОВА
https://dknews.kz/inner-news.php?id_cat=27%20&&%20id=156596